Генератор и запчасти генератора
Генератор – это синхронная трехфазная электромашина, в обмотках возбуждения которой вырабатывается электрический ток, тем самым обеспечивает все потребители необходимой электроэнергией и подзаряжает аккумулятор. Ротор (якорь) вращается в корпусе и находится внутри постоянного магнитного поля, которое создается статором (обмоткой).
Основные узлы и типы Генераторов:
- корпуса, он из двух половинок – алюминиевых передней и задней крышки;
- неподвижной обмотки – статора;
- вращающегося вала – ротора (якоря);
- шкива и крыльчатки;
- диодного (выпрямительного) моста;
- двух подшипников, на которых вращается якорь;
- щеточного узла;
- реле-регулятора (регулятор напряжения).
Тип устанавливаемого генератора на Газель зависит от модели двигателя, т.е. генератор необходимо в первую очередь подбирать по типу установленного двигателя (ЗМЗ-402, ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, УМЗ-4216, Cummins и Chrysler 2.4.
Генераторы бывают разными по мощности, и способны вырабатывать разный по величине ток. Стандартный источник тока рассчитывается с небольшим запасом по мощности, но здесь не берется во внимание дополнительное потребление электроэнергии. Дополнительными потребителями энергии могут быть:
- электростеклоподъемники;
- электроантенна:
- аудиосистема;
- кондиционер;
- дополнительный вентилятор охлаждения в салоне;
- дополнительный моторчик печки и т.п.
Если генератор окажется слабым, его зарядки будет не хватать, в результате может разряжаться аккумулятор. Поэтому во многих случаях владельцы Газелей стараются установить более мощный источник тока при этом от запаса мощности автомобиль никак не пострадает. Для Газели существуют генераторы, вырабатывающие ток 65/75/90/100/115/120/135 Ампер. Бытует ошибочное мнение – если мощность генератора большая, возможно закипание электролита в аккумуляторе, это исключено, так как генератор выдает ток в зависимости от нагрузки, а избыточное напряжение ограничивается реле! У более мощного генератора есть только два недостатка:
- у такого генератора более высокая цена;
- габаритный узел не всегда может подойти по размерам.
Неисправности Генератора:
- полностью пропадает зарядка;
- идет «недозаряд»;
- появляется большое напряжение в сети (более 14,7 Вольт);
- генератор начинает шуметь.
Причин возникновения шума может быть несколько:
- изношены или установлены дефектные подшипники;
- имеет дефекты приводной ремень;
- натяжка ремня слабая, и поэтому возникает свист;
- крыльчатка задевает за ремень или корпус генератора;
- поврежден шкив;
- открутился генераторный крепеж.
Если напряжение в бортовой сети автомобиля выше допустимой нормы, причина неисправности здесь одна – вышел из строя реле регулятор. По этой же причине может быть и недозаряд – регулятор напряжения не справляется со своими функциями.
Если зарядки не хватает, или она полностью отсутствует, причин возникновения таких неполадок может быть несколько:
- изношены щетки в щеточном узле;
- присутствуют обрывы или замыкание в обмотке якоря;
- эти же самые дефекты имеются в статорной обмотке;
- неисправен диодный мост.
Так как ременная передача обеспечивает еще вращение водяного насоса (помпы), при слишком сильной натяжке генераторного ремня появляется шум подшипников помпы и самого генератора. Очень слабую натяжку тоже делать нельзя:
- пропадает зарядка;
- слабо качает водяной насос, соответственно, начинает перегреваться двигатель Газели;
- появляется очень неприятный свист ремня.
Генератор меняют в следующих случаях:
- если много деталей в устройстве требуют замены, и ремонт узла экономически не выгоден – проще и дешевле купить новый генератор;
- нужно срочно ехать в рейс, и нет времени заниматься ремонтом;
- новый генератор устанавливается, а старый ремонтируется и убирается про запас (резерв).
Сложность замены генераторного узла также зависит от модели двигателя, но на любом моторе работа производится достаточно быстро, так как она все же простая на всех марках машин семейства Газель. Общие рекомендации и последовательность действий по замене генератора:
- ставим автомобиль на ровную площадку;
- обесточиваем электрическую цепь – снимаем клемму с аккумулятора (массу);
- отворачиваем сзади генератора гайку крепления питающего провода;
- вытаскиваем разъем генераторных щеток;
- отворачиваем болт натяжной планки генераторного ремня;
- придвигаем генератор руками сначала к движку, вынимаем генераторный ремень;
- затем оттягиваем его от двигателя, раскручиваем болты с гайками – крепления генераторного узла к кронштейнам;
- демонтируем узел, ставим новый генератор, наживляя его на болты с гайками;
- до конца крепеж не закручиваем, прижимаем генераторный корпус к двигателю, накидываем ремень;
- с помощью воротка или монтировки производим натяжку ремня, затягиваем болт растяжки;
- после произведенной натяжки ремня крепим до конца болты с гайками – они находятся теперь под генератором, и добраться до них уже несколько сложнее.
Чтобы закрепить генератор надежно, необходимо на болты установить по две гайки, и обязательно проложить между болтом и гайкой по граверу, так как крепеж от вибрации имеет склонность к откручиванию.
Размеры и типы ремней генератора на Газель:
- ЗМЗ-402 – зубчатый или гладкий поликлиновый ремень, размер – 10х1030 мм;
- УМЗ-4216 – такого же типа, как и на моторе ЗМЗ-402, размер – 13х1040;
- ЗМЗ-406 (405) с гидроусилителем руля – многоручейкового типа, длина – 1420 мм;
- ЗМЗ-406 (405) без ГУР – многоручейкового типа, 1220 мм;
- Chrysler – поликлинового типа, 1750 мм;
- Cummins 2.8 – многоручейкового типа, 1226 мм.
Для автомобилей Газель и Соболь генераторы выпускают разные производители, наиболее известными фирмами являются:
- ELDIX (Болгария)
- КЗАТЭ (г. Самара)
- БАТЭ (Белоруссия)
- 1
- 2