Охлаждение двигателя
Система охлаждения - жидкостная закрытого типа, с принудительной циркуляцией, которую обеспечивает водяной насосос (помпа). Помпа обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху. Рубашка охлаждения, водяной насос (помпа), термостат и радиатор образуют "большой круг" циркуляции охлаждения двигателя Газели. В систему охлаждения включен радиатор отопителя кабины, а также радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов) и электронасос системы отопления (для автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов).
Основные элементы системы охлаждения Газели:
- Сливной кран системы охлаждения;
- Краны отопителей;
- Электронасос системы отопления (для дополнительного отопителя);
- Радиатор дополнительного отопителя;
- Блок подогрева впускного трубопровода;
- Расширительный бачок;
- Термостат;
- Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
- Датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости;
- Радиатор;
- Кран (или пробка) сливного отверстия радиатора;
- Вентилятор;
- Ремень привода вспомогательных агрегатов;
- Насос охлаждающей жидкости;
- Основной клапан термостата;
- Байпасный клапан.
Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости повышается и уменьшаются ее потери на испарение). Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе).
В системе охлаждения двигателя предусмотрен подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе термостата установлены датчики указателя температурного состояния двигателя и сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, размещен в передней части блока цилиндров и приводится от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с двумя клапанами: основным и байпасным. На непрогретом двигателе основной клапан закрыт и вся жидкость циркулирует по малому кругу, возвращаясь сразу в рубашку охлаждения (минуя радиатор). Это ускоряет прогрев холодного двигателя.
При температуре 80–84 °С основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается.
При температуре 94 °С основной клапан открывается полностью, а байпасный полностью закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя.
Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя, не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.
Вентилятор приводится во вращение ремнем от коленчатого вала. Крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На части автомобилей может быть установлен электровентилятор. Датчик включения электровентилятора устанавливается в бачке радиатора.
Радиатор на Газель — трубчато-ленточный, алюминиевый или медный, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки соединены с остовом радиатора через резиновые уплотнительные прокладки путем обжима опорных пластин по фланцам бачков. На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к оперению кабины (кузову). На правом по ходу автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.
Расширительный бачок — пластмассовый, соединен шлангами с патрубком, подводящим охлаждающую жидкость от радиатора к двигателю, с патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке нанесена метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой с клапаном, поддерживающим оптимальное давление в системе охлаждения.
С левой стороны двигателя расположен кран для слива охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения блока цилиндров.
Радиатор | Вентилятор и кожух вентилятора | Помпа (водяной насос) | Патрубки радиатора |
Масляный радиатор | Расширительные бачки | Антифриз | Термостат |